Сегодня АВТОВАЗ начал сборку китайских автомобилей. Первой моделью стала Лада X-Cross 5, то есть переименованный кроссовер FAW Bestune T77 образца 2018 года. Такие машины китайского производства продаются в России с декабря 2021-го. Полгода назад в КНР дебютировал рестайлинговый Bestune T77, однако Ладой стал еще дореформенный кроссовер.

Китайский FAW Bestune T77 длиной 4525 мм — это массогабаритный аналог моделей Volkswagen Tiguan или Mazda CX-5. АВТОВАЗ пока не раскрыл всех подробностей о новой Ладе, но, судя по всему, отличия от китайского Бестюна сводятся лишь к эмблемам и шильдикам на кузове. Пока сохранен китайский логотип на руле и даже не проведена перекалибровка двигателя для снижения мощности под налогововыгодную планку. Заявлено, что кроссовер Лада X-Cross 5 оснащен 160-сильным турбомотором, семиступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями и передним приводом. Все как у китайского исходника FAW Bestune T77, о котором мы недавно рассказали во всех подробностях в рамках сравнительного теста Авторевю.

Сборка «китайцев» организована не в Тольятти, а на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Это предприятие было запущено в 2009 году, первоначальный объем инвестиций составил 200 млн долларов. Впоследствии на расширение площадки ушло еще 167 миллионов евро, мощность была увеличена с 50 до 100 тысяч машин в год, появились смежные производства. В последние годы здесь выпускали кроссоверы Nissan Qashqai, X-Trail и Murano, все — по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов.

Производство было остановлено в марте 2022 года, а осенью Nissan объявил об уходе из России и передал все свои активы НАМИ (хотя и сохранил за собой право обратного выкупа в течение шести лет). В феврале этого года бывший завод Nissan перешел под контроль АВТОВАЗа, а в начале июня его переименовали в «Лада Санкт-Петербург». Заявлено, что здесь проведена модернизация оборудования (включая главный конвейер), пересмотрены процессы внутренней логистики и сборочного производства. Но сборка кроссоверов FAW организована по самой простой крупноузловой SKD-методике, степень локализации околонулевая. Словом, все организовано по той же схеме, что и на заводе Москвич.

До конца этого года АВТОВАЗ планирует собрать на петербургском заводе десять тысяч машин, причем в это количество включены не только паркетники X-Cross 5, но и более крупные кроссоверы D-класса. Переход на производство полного цикла (со сваркой и окраской кузовов) запланирован на 2024 год, тогда же начнется локализация компонентов и выпуск некоего седана D-класса. К 2027 году на заводе «Лада Санкт-Петербург» планируется выпускать более 100 тысяч автомобилей в год.

Информации о комплектациях и ценах кроссовера пока нет. Объявлено, что Лада X-Cross 5 имеет панорамную крышу, камеры кругового обзора, комплекс электронных ассистентов водителя и медиасистему, а для отделки салона использованы экокожа, мягкий пластик и вставки «под дерево». Опять-таки, все как у китайского исходника. Импортный FAW Bestune T77 сейчас предлагается в четырех комплектациях по ценам от 2,17 млн до 2,43 млн рублей. Возможно, Лады окажутся немного дешевле: старт продаж ожидается в августе.